Вчера вечером мы с мужем отправились в удивительное путешествие во времени и погрузились в величественную постановку оперы “Царская невеста” Николая Римского-Корсакова. В честь 180-летия со дня рождения этого великого композитора, артисты Большого театра России под руководством дирижера Алексея Богорада подарили зрителям незабываемый спектакль в Мариинском театре Санкт-Петербурга.

Декорации и костюмы
Шикарные декорации и костюмы в постановке “Царская невеста” просто завораживали. Декорации были настолько детализированы, что у зрителей создавалось ощущение присутствия в жилище героя или во дворе старого города. Богатые одежды бояр соответствовали историческим рисункам того времени и поражали воображение зрителей богатой отделкой золотыми деталями и мехами. Шкуры диких животных на сцене, сверкающие перстни с камнями на руке “богатого боярина”, щедрое убранство девушек на смотринах невесты для Царя – все детали продуманы с особым вниманием, перенося нас в древнюю Русь времен Ивана Грозного.
Игра артистов
Артисты Большого театра поразили нас высочайшим уровнем своего мастерства. Голоса солистов проникали в душу, заставляя переживать каждую ноту и слово либретто. В самые пиковые моменты на моих глазах проступали слезы, настолько искренней была “жизнь” актеров на сцене.
Трехчасовая постановка оперы была настоящей бурей эмоций. Три с половиной часа пролетели для нас, как один миг. Нам ни одно мгновение не было скучно: декорации и костюмы постоянно сменяли друг друга, на сцене разыгрывалась реальная трагедия жизни людей той эпохи. Мы пережили смех, слезы, трогательные моменты и драматические повороты сюжета. Это было настоящее погружение в мир страстей и любви, оставившее незабываемые впечатления. Во время спектакля у зрителей было два антракта, чтобы перевести дух, выпить чашечку кофе и поделиться впечатлениями с близкими.
Посещение оперы “Царская невеста” стало для нас незабываемым культурным опытом. Мы унесли с собой не только воспоминания о великолепном спектакле, но и ощущение присутствия в исторических временах, благодаря таланту артистов и творчеству режиссеров.
Рецензия режиссера
Режиссер Александр Кузин о постановке:
«Мы ставим не бытовую драму, мы ставим трагедию в духе Шекспира. Все главные герои – и злодеи, и жертвы – погибают, пусть даже не все на глазах у зрителей. Смерть – закономерный итог истории, в которой герои ведомы страстью обладания. Для меня как режиссера важно найти внутреннюю мотивацию поступков каждого героя. Маниакальное “мне нужно” – вот что движет опричником Григорием Грязным. Любаша страстно желает вернуть любовь Грязного, так же страстно и так же страшно, как античная Медея. Бомелий, умный хищник, ловит удачно подвернувшуюся добычу. Над этими людскими “хотениями” – самодурство царя, возжелавшего жениться в третий раз. Ни в чем не повинными жертвами страшной игры страстей становятся почти дети – Иван Лыков и Марфа, столь похожая на Офелию, в том числе в своем безумии.
Музыка Римского-Корсакова придает драме Мея такой масштаб, что любое дешевое осовременивание только понизило бы ее градус. С другой стороны, мелочный историзм помешал бы воспринимать происходящее как правду. Для трагедии такого масштаба нужно пространство, и мы вместе с художником решили создать это пространство на сцене. Артистам не за что спрятаться, нет никаких бытовых подробностей – ни иголочки с тряпочкой в руках, ничего. Мы не “мусорим” ненужными деталями, солисты должны быть всегда в центре внимания, крупным планом. Это спектакль внятный, ясный, прозрачный, с графичной пластикой, спектакль о любви, о том, как она, превращаясь в страсть, начинает убивать».

Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут, спектакль идет с двумя антрактами.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие первое
Опричник Григорий Грязной ждет гостей, которых он созвал с тайным умыслом войти в доверие к Ивану Лыкову и покороче свести знакомство с лекарем – немцем Бомелием. Иван Лыков – жених красавицы Марфы Собакиной, в которую влюблен Грязной. Прошли те времена, когда Грязной силой получал наслаждение от любой приглянувшейся ему девушки. Теперь он полюбил по-настоящему, однако отец Марфы отказал ему наотрез: дочь просватана Ивану Лыкову, недавно вернувшемуся из-за границы. Грязной еще не знает, что будет делать, но полон решимости не допустить этой свадьбы.
Собираются гости – опричники во главе со всемогущим Малютой Скуратовым, Лыков и Бомелий. Песенники развлекают гостей Григория песнями и плясками. Когда гости расходятся, по просьбе хозяина остается один Бомелий. Грязной просит у него приворотного зелья. Их разговор подслушивает Любаша, любовница Грязного. После ухода Бомелия она пытается удержать Грязного, вернуть былую страсть, но тщетно.
Действие второе
Осеннее утро. Люди, гуляющие в саду, с опаской сторонятся появившихся опричников и судачат о предстоящих царских смотринах, на которые привезены самые красивые девушки со всей Руси.
Наступает полдень. Марфа с подругой Дуняшей Сабуровой и нянькой Петровной возвращаются домой. Им встречаются на пути всадники, один из которых – Иван Грозный. Марфа не узнаёт царя, но ее пугает его пристальный взгляд.
Тайно за Марфой и Дуняшей следит Любаша. Она поражена красотой Марфы и понимает, что не сможет соперничать с ней. У Бомелия Любаша просит яд, чтобы отравить разлучницу. Бомелий в уплату за зелье хочет провести ночь с Любашей. Обезумевшая от горя, брошенная любовником, она соглашается.
Действие третье
Собакин принимает в своем доме гостей – Лыкова и Григория Грязного, напросившегося в дружки к жениху. Ждут девушек, которые с матерью Дуняши Сабуровой вот-вот должны вернуться с царских смотрин.
Входит Домна Сабурова и начинает торопливо рассказывать, как долго государь беседовал с ее дочерью Дуняшей, а на Марфу лишь глянул зорко. Думая, что царев выбор пал на другую, Собакин решает отпраздновать помолвку дочери с Лыковым. Григорий как дружка наполняет чарки жениха и невесты и незаметно в вино, предназначенное Марфе, подсыпает зелье, полученное от Бомелия. Он не знает, что порошок подменен Любашей. По обычаю чарки должны быть осушены до дна. Но не успевает невеста поставить опустевшую чарку, как приходят бояре и объявляют, что государь выбрал в жены Марфу Собакину.
Действие четвертое
Василий Собакин в тяжких раздумьях: неожиданно и странно занемогла его дочь вскоре после объявления ее царской невестой.
Появляется Грязной. От имени государя он сообщает, что Лыков под пыткой признался в отравлении Марфы и казнен. Услышав страшную весть, Марфа теряет рассудок. Ей кажется, что она в саду с любимым. Обращаясь к Грязному, она называет опричника Ваней, мечтает о свадьбе с ним и, как страшный сон, вспоминает свое избрание царской невестой. Григорий не выдерживает душераздирающей сцены и публично кается в совершённом злодействе: это он дал Марфе зелье и оговорил соперника!
Появляется Любаша. Она с вызовом признаётся, что подменила приворотное зелье на яд. Грязной закалывает Любашу. Прощается с Марфой, и его уводят.

